Статьи в формате RSSНовости в формате RSSНовости:
17.10.2017
28 - 29 октября во Владимире состоится фестиваль умного образа жизни "Умный Владимир". Команда консалтингового центра "Паллада" выступает организатором Бизнес-олимпиады. Что это такое?
12.09.2017
20 октября стартует новый сертификационный курс НЛП-практик. Его, как обычно, проведет для вас международно-сертифицированный тренер НЛП Игорь Варнаков.
28.11.2016
2 декабря начинается тренинг "Стресс-менеджмент". Содержание тренинга направлено на овладение технологиями в области управления эмоциями, совершенствование компетенции «Стрессоустойчивость».
Rambler's Top100
Статьи

Функции руководителя отдела продаж

Автор: Лариса Ведерникова, бизнес-тренер, бизнес-консультант

«Спрашивать: "Кто должен быть боссом?" - все равно, что спрашивать: "Кто должен быть тенором в этом квартете?"

Конечно, тот, кто может петь тенором». 

Генри Форд

Значимость профессионализма руководителя отдела продаж, сродни мастерству фигуриста: на скользком льду надо уверенно держаться и создавать фигуры высшего пилотажа одновременно. Поэтому умение управлять это мастерство, искусство, а для Мастера нет предела совершенства. Однажды в интернете, я столкнулась с цитатой: Настоящий учитель – всегда ученик… не знаю, чья это была цитата, но очень точно отражающая суть мастерства.

Сотрудников отдела продаж, с уверенностью, можно отнести к разряду наиболее сложно-управляемых специалистов, т.к. они обладают высокой степенью самостоятельности и амбициозности, тем более что «продажники» абсолютно востребованы на рынке труда. Именно поэтому многие из них приходят в компанию, а уходят от руководителя. Неготовность руководителя к управлению отделом может свести на «нет» все усилия отдела, а также привести к быстрому «выгоранию» ценных специалистов. Руководители отделов продаж, как правило, обладают высокой коммуникативной компетенцией, но на практике этого оказывается мало, чтобы грамотно управлять собственными сотрудниками, выстраивать логичную систему работы и мотивировать  персонал.

Каковы основные функции, задачи руководителя отдела продаж? Суть его работы можно выразить следующими простыми словами: организация выполнения всех необходимых работ для достижения коллективом главной цели — увеличения объема продаж.

Отметим, что в управленческий цикл входят следующие функции:

  1. Планирование.
  2. Организация работы.
  3. Мотивация.
  4. Контроль.

Попробуем более детально разобраться с теми функциями, которые выполняет руководитель отдела продаж. На первый взгляд кажется, что эти функции известны всем, однако в разных компаниях, некоторым высшим руководителям так и не удалось договориться, чем должны заниматься день за днем те самые руководители отделов продаж, которых они приняли на работу или планируют принять. Бывали даже такие случаи, когда в основные задачи руководителя, входило оформление офиса (!) и сопровождение бухгалтера в банк (!).

Именно поэтому стоит по возможности подробно рассмотреть все основные задачи, решаемые руководителем и понять, какие из выполняемых им функций приводят к результату – достижению целей отдела, а какие наоборот мешают. И избавиться, наконец, от всего лишнего!

 

Итак, основные функции руководителя: 

Важнейшей из них является планирование. Среди множества определений, я остановлюсь на таком: это процесс определения желаемого положения в будущем и составления планов для достижения этого положения.

Планирование позволяет поддерживать слаженную работу, рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Основными принципами планирования являются: согласованность, комплексность, непрерывность и гибкость. План работы отдела выступает как программа его дальних действий. Для руководителя, здесь важно сразу поставить управленческую работу с головы на ноги: сначала план, затем действия! А не на оборот. Когда вы понимаете, зачем вы это делаете, с какой целью, действия приобретают осознанность и смысл. В противном случае вы столкнетесь с деланием, ради делания. В плане не только ставятся определенные конечные цели, но и предусматриваются так же условия их достижения.

Не буду вдаваться в технологическую сторону планирования, стандарт постановки целей SMART, сейчас знают многие. Постоянный пересмотр и ревизия планов необходимы, чтобы они сохраняли свою актуальность и приносили максимальную пользу, чтобы можно было проверить, как идет выполнение планов, изменить их в зависимости от   обстановки.

Организация. Организация представляет собой совокупность методов и действий, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов в процессе работы с целью выполнения плановых показателей. Оптимизация бизнес-процессов может происходить постоянно, до тех пор, пока они отвечают запросам бизнеса. Рынок не прощает застоя. Любая, даже самая эффективная на данном промежутке времени, технология может и обязательно станет устаревшей очень скоро. Нет ничего постоянного. Все изменяется и двигается вперед. В социальной среде, как и в биологической, прогресс – основа эволюции. Поэтому руководитель должен постоянно искать новые возможности оптимизации бизнес-процессов, не дожидаясь кризисов, когда придется этим заняться вынужденно, потому-то «горит» и «достало», а спешка, как известно, не гарантирует положительный результат. Постоянный поиск новых возможностей совершенствования применяемых технологий, улучшения взаимодействия внутри команды, изменение планов, масштабов задач, решаемых каждым сотрудником и отделом в целом, — все это и многое другое необходимо иметь в виду в качестве важного фактора, обеспечения долгосрочной эффективности работы отдела. Работа по улучшению организации имеет большое значение для повышения его эффективности. Главное, четко понимать, что необходимо менять (или изменять), на Что изменять? И «Как это сделать»? Так же отмечу, что организация работы без четкого понимания и ответа «Зачем?», «Для чего?», «С какой целью?», «Какой ожидаем получить результат?» перевернет работу отдела обратно, с ног на голову…и сведет даже самый замечательный план на нет…

Мотивация персонала. Давно известно, что оказывать воздействие на людей, стимулируя их к труду, для успешного выполнения поставленных задач можно с помощью двух основных методов: поощрения и наказания. Лучшей мотивацией учиться, была фраза отца: «Александр — это защитник по-гречески, так что выбирай: ты либо защищаешь диплом, либо защищаешь Родину».

Верхом эволюции менеджмента явилось понимание необходимости перехода от наказаний к стимулированию поощрением. Однако, то, что является эффективным для мотивации одного «продажника», может быть второстепенным или даже совершенно неважным для другого. Мотивация складывается из системы ожиданий. Сначала сотрудник ожидает, что предпринятые им усилия приведут к необходимым результатам, затем он надеется на то, что эти результаты повлекут за собой вознаграждение, и он будет удовлетворен ценностью этого вознаграждения. Если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и поощрением, а также если он уверен, что достигнутые результаты не будут вознаграждены, то мотивация будет низкой. Ослабление мотивации также произойдет, если ценность получаемого вознаграждения для человека незначительна. Однако оценка получаемого вознаграждения может быть неоднозначна. Сначала люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Срок, за который происходит такое изменение в оценке, зависит от многих факторов, и не последним из них является рост профессионализма. Поэтому руководителю отдела продаж необходимо учитывать разницу в мотивации «новичков» и «профи». Под одну гребенку их точно не причешешь - вторым будет интересна большая доля самостоятельности, ответственности, а первым наставничество и текущий контроль.  Не наоборот! Иначе, вы получите демотивацию. Главное — не перегнуть палку и не убить самостоятельность и инициативу у «профи», и уверенность в себе у «новичков».

Организация и проведение собраний, так же могут быть одним из действенных инструментов мотивации. Роль «прилюдной» похвалы или конструктивной критики сложно переоценить. Инструмент действенный, как скальпель, и такой же опасный. Человек существо социальное и социальная мотивация для него очень значительна. Главное, чтобы отношение к собраниям у коллектива, в целом было позитивное, обусловленное ожиданием новых, эффективных решений, интересных предложений или выводов. В этом случае собрания являются инструментом «коллективного разума» и имеют камандообразующий эффект.

Отдельно хочется отметить стиль управления. Чрезмерное увлечение авторитарным стилем управления приводит к тому, что сотрудники постепенно превращаются в безвольных и безынициативных исполнителей, которых не интересует результат своих действий. При этом они полностью теряют чувство ответственности, потому что за все отвечает тот, кто отдает приказы, именно на нем будет лежать основной ее груз. Все это приводит к существенному снижению отдачи от коллектива в целом в результате отключения инициативы и творческих порывов его членов. Так что, необходимо расширять «репертуар», стилей управления и не зацикливаться только на одной роли. Знать, где находится золотая середина между свободой действий и организованностью.

Контроль и Оценка результатов. Это заключительная функция цикла управления. Контроль заключается в наблюдении за ходом торговых процессов, выявлении отклонения от них. С помощью учета результатов работы достигается оценка ее итогов. Универсальной системы контроля нет. Система контроля должна разрабатываться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого отдела и предприятия. Если в отделе есть ключевые показатели эффективности, то анализ этой статистики помогает видеть показатели в динамике (ежемесячно, поквартально, за год и т.д.), что существенно может снизить долю субъективной оценки качества работы, когда один считает что это «плохо», а другой, что «хорошо».

Каждый товар, метод, каждая ситуация на рынке требует применения разных критериев оценки результатов «продажников». Чем лучше руководитель объяснит, какие критерии в данный момент применяются для оценки, тем больше шансов на успех в достижении поставленных целей каждым сотрудником. Без применения эффективного механизма контроля невозможна более-менее объективная оценка. Поэтому эти два компонента — оценка и контроль — всегда находятся рядом. Должностные обязанности являются важной частью работы коллектива, в которой существует распределение труда и ответственности. Организованный контроль над их выполнением позволит обеспечить общую эффективность работы отдела. Это важно особенно потому, что «продажники» склонны не тратить усилия на то, что не связано напрямую с увеличением продаж на первый взгляд (обучение, отчетность и т.п.). В этом-то и главная опасность. Чтобы избежать этой болезни, которая легко может стать хронической и неизлечимой, руководителю необходимо так же контролировать выполнение целей, связанных с обучением и развитием, с анализом клиентской базы, изменением потребностей покупателей и т.п.

Функции руководителя отдела продаж, входящие в состав цикла менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль), находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости. Так, например, функция контроля тесно связана с функцией планирования, поскольку на базе информации, при контроле, и ее анализа у руководителя появляется возможность внесения коррективов намеченные планы. Аналогичным образом увязаны функции организации работы отдела и мотивации персонала. Продуманный комплекс действий по мотивации во многом способствует совершенствованию организации, повышению производительности труда и качества работы. Действенный контроль за работой позволяет выявлять лучших сотрудников и с помощью соответствующей мотивации (премирование, повышение в должности) поощрять их к дальнейшим успехам. От эффективности планирования зависит, насколько удастся руководителю осуществить работу по организации продаж. Таким образом, налицо тесная взаимная связь и зависимость составляющих.

В заключении хочется напомнить теорию мотивации Лайкерта, в которой говорится, что в тех компаниях, в которых руководитель сам результативен, является лидером и «путеводной звездой», торгового персонала тоже всегда имеет хорошие результаты. И наоборот, если отдел продаж «проблемный», то причину следует искать выше. Руководитель, может и должен показать личный пример сотрудникам, показывая свою компетентность и мотивируя на подвиги под руководством настоящего профессионала. Помните, не всегда можно начать жизнь с чистого листа, но всегда можно изменит почерк ;)!

Удачи!





Назад к списку статей