Статьи в формате RSSНовости в формате RSSНовости:
17.10.2017
28 - 29 октября во Владимире состоится фестиваль умного образа жизни "Умный Владимир". Команда консалтингового центра "Паллада" выступает организатором Бизнес-олимпиады. Что это такое?
12.09.2017
20 октября стартует новый сертификационный курс НЛП-практик. Его, как обычно, проведет для вас международно-сертифицированный тренер НЛП Игорь Варнаков.
28.11.2016
2 декабря начинается тренинг "Стресс-менеджмент". Содержание тренинга направлено на овладение технологиями в области управления эмоциями, совершенствование компетенции «Стрессоустойчивость».
Rambler's Top100
Статьи

Значение должностных инструкций. Урок 6

Должностные инструкции для многих компаний - тема нелюбимая. Все, особенно руководство, подчеркивают их нужность и полезность. А с другой стороны, именно про них стараются быстрей забыть и убрать подальше, хотя на их составление уходит много времени и сил.

Во многих небольших фирмах считают, что должностные инструкции вовсе не нужны, т.к. они являются обязательным документом для государственных организаций. В коммерческих компаниях составление подобных документов является свободной волей руководителя.

Некоторые прогрессивные люди бизнеса, наоборот, считают, что эффективно управлять персоналом невозможно без правильных и грамотно составленных должностных инструкций. Название одной и той же должности в разных организациях может истолковываться по-разному. К собственному пониманию должности добавляют устные рекомендации, но от конфликтов между работодателем и работником в определении обязанностей сотрудников это не избавляет. Должен ли менеджер по продажам проводить маркетинговое исследование емкости рынка закрепленной за ним территории? Должностная инструкция призвана ограничить круг его обязательных действий. Кроме этого, подобные документы упорядочивают трудовой процесс и делают его управляемым и подконтрольным. Таким образом, должностные инструкции должны описывать прямые обязанности специалиста, сферу его компетентности и ответственности, критерии оценки эффективности его работы, управленческую структуру, имеющую отношение к данному специалисту.

В чем ценность того, что компания составила должностные инструкции, и они не пылятся в ящике, а реально «работают»?

Во-первых, адаптация новых сотрудников проходит быстрее и легче при наличии подобных документов. Когда новички могут прочитать, что они должны делать, за что отвечать, кому подчиняться и на что они имеют право, меньше будет растерянности, опасений и суеты.

Во-вторых, должностные инструкции могут и должны описывать каждый шаг работы сотрудника. Чем детальнее будет это описание, тем меньше будет разногласий с коллегами, руководством и непонимания целей и задач своей деятельности. Это удобный инструмент для всех. Новому сотруднику дает возможность принять более взвешенное решение о своих дальнейших планах. Менеджер по персоналу или непосредственный руководитель может более эффективно организовать работу  сначала с кандидатами, затем с новичками, спланировать их обучение. Кроме этого, должностные инструкции позволяют быстрее выявить самые проблемные этапы и скорректировать их.

В-третьих, четко прописанный документ предоставляет каждому сотруднику возможности самоуправления и самоконтроля своей деятельности. Если инструкция детально описывает должностные обязанности, ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы, на которые будет ориентироваться непосредственный руководитель, у работника появляется дополнительная возможность оценивания своей деятельности, что в значительной мере облегчит руководителю применение разнообразных взысканий и поощрений. Так же этим облегчается и процесс внесения корректив в процесс работы. Но для этого инструкции должны соответствовать действительности и быть вручены новому сотруднику (один из экземпляров).

В идеале, должностные инструкции должны быть не «бюрократическими излишествами», а внутренними «законами» компании. Если соблюдать требования и рекомендации по их составлению, то они такими и получатся: краткими, четкими, без двусмысленности и возможностей разного толкования. Но такой документ требует ответственности не только от работника, но и от работодателя. В соответствии с положениями документа, руководитель обязан обеспечивать прописанные права сотрудников, обязан дополнительно оплачивать то, что не входит в перечень должностных обязанностей. В противном случае, он рискует потерять авторитет и положительную репутацию своей компании. Может быть, поэтому некоторые руководители так не любят должностные инструкции?..

Важно найти «золотую середину»! С одной стороны, не свести все управление персоналом к межличностному общению, основанному на авторитете, дружеских связях и симпатиях. А с другой стороны, не подменить живое взаимодействие с сотрудниками предписаниями и «бумажками». Как государству необходимы и четкие правильные законы, и механизмы их реализации, так и компании равно требуются четкие формализованные описания должностных обязанностей сотрудников и средства обеспечения этих обязанностей.

Урок вела Екатерина Романченко, менеджер-консультант Консалтингового Центра "Паллада"


Назад к списку статей