Статьи в формате RSSНовости в формате RSSНовости:
17.10.2017
28 - 29 октября во Владимире состоится фестиваль умного образа жизни "Умный Владимир". Команда консалтингового центра "Паллада" выступает организатором Бизнес-олимпиады. Что это такое?
12.09.2017
20 октября стартует новый сертификационный курс НЛП-практик. Его, как обычно, проведет для вас международно-сертифицированный тренер НЛП Игорь Варнаков.
28.11.2016
2 декабря начинается тренинг "Стресс-менеджмент". Содержание тренинга направлено на овладение технологиями в области управления эмоциями, совершенствование компетенции «Стрессоустойчивость».
Rambler's Top100
Статьи

Технология эффективного проведения собраний и планерок в отделе продаж

Автор: Лариса Ведерникова, Бизнес-тренер, бизнес-консультант

Любите ли вы бывать на собраниях? Предвижу, что 50/50 ответит: «Да» и «Нет»! А теперь поставим вопрос по-другому, умеете ли Вы проводить их? Вот тут диапазон утвердительных ответов может быть не такой широкий. Почему? Хороший вопрос, но ответ позже! Что же такое Собрание? Для чего оно вообще проводится? С какой целью? Если 50% бывать на них не любит, а еще больше проводить не умеет? Ответ начнем искать в термине «Собрание»

  • Собрание – совместное присутствие людей, членов одной организации, трудового коллектива и т.п., в заранее определенном месте (помещении) и времени для коллективного обсуждения какой-либо проблемы и принятия решения (Словарь Ожегова).

Эврика! – «…для коллективного обсуждения какой-либо проблемы и принятия решения»!  Т.е. если этот управленческий инструмент, использовать эффективно, то и решение проблем и принятие решений будет качественнее. Поэтому, наверное, вы согласитесь с тем, что для активизации сотрудников и вовлечения их в улучшение жизни компании, стоит начать с улучшения качества проводимых собраний!

Какое же собрание можно назвать эффективным, а какое нет?  К сожалению, большинство совещаний не достигают и половины той эффективности, которой могли бы достичь. Люди, которые присутствуют на них, часто отзываются о собрании, как о пустой трате времени. Если вспомнить, что именно вызывает отрицательное впечатление о собрании, то его участники, как правило, указывают на вполне определенные признаки:  

  • это было не коллективное обсуждение, а монолог ведущего;
  • у участников не было возможности обсудить принятое решение, их с ним познакомили, как с данностью – вариант «обсуждение» отсутствует;
  • у собрания не было ясной цели;
  • в итоге решения так и не были приняты;
  • по окончании собрания людям не сказали, что нужно делать (кто за что отвечает, какие сроки, необходимые ресурсы, полномочия и т.п.);
  • обсуждение часто уходило в сторону от существа вопроса;
  • не началось или не закончилось вовремя;
  • тянулось слишком долго;
  • много людей говорили одновременно;
  • неудобные сидения, плохая слышимость, освещение, холодно, душно и т.п.;
  • несколько человек полностью заняли собрание, и зачем меня позвали, непонятно…;
  • одно и то же обсуждалось снова и снова;
  • меня позвали для массовки J,  бесполезно, был я там или нет, от меня там ничего не зависело.

Можно ли подсчитать, сколько стоит неэффективно проведенное собрание или стоимость времени потраченного на нем? Самый простой вариант подсчета будет выглядеть так:

Стоимость совещания = сумма среднечасового дохода его участников*количество часов совещания

 Если стоимость совещания превышает экономический эффект  принятых на нем решений,  то стоит задуматься, а не скрытая ли (открытая) это подрывная деятельность :)?  Все это конечно весело, если бы не было так грустно…

Теперь о том, а умеем ли мы проводить собрания? Насколько они эффективны? Чтобы ответить на него, нужно иметь понимание, что такое эффективное собрание? Каковы его признаки?

 

Пожалуй, самый главный признак эффективного собрания – это его результаты.


Как говорил один мой знакомый: есть результат – есть работа, нет результата – нет работы.  

К признакам эффективного собрания можно отнести:

1. Наличие четко установленной цели собрания.

Существуют шесть причин для проведения собрания:

  • Разрешение проблем
  • Планирование
  • Обратная связь (реакция, оценка)
  • Принятие решений
  • Распространение информации
  • Сбор информации

Возможно сочетание нескольких целей

2. Распространена информация о собрании. Согласовано время и место.

3. Начато точно в назначенный час.

4. Собрание длится не более 2-х часов.

5. Есть повестка дня.

6. Выделено время для каждого вопроса повестки дня.

7. Повестка собрания реализована.

8. Участникам предоставлена возможность высказать свое мнение.

9. Закреплены ответственные за выполнение. Указаны сроки.

10. Обобщены результаты сообщено о дальнейших планах.

11. Озвучена благодарность участникам собрания.

12. Подытожены результаты и подготовлен отчёт.

 

Как проводить эффективные собрания?

Как и в любом управленческом процессе, в процессе проведения собрания, существует 4 этапа: планирование, организация, мотивация и контроль. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам эффективно использовать этот управленческий инструмент.

 

Этап планирование: определяем цели и повестку дня, роли участников.

  1. Перед тем, как вы будете проводить собрание, подумайте о целях собрания: Чего вы хотите добиться? Какие вопросы решить? Какие решения необходимо принять? Чисто информационные собрания, обладают малой энергетикой и чтобы они не стали скучными, необходимо актуализировать практическую ценность полученной информации. 
  2. Заранее определите роли участников. Кто, какую информацию и в каком виде должен подготовить (об этом лучше написать предварительно в повестке собрания). Кто будет проводить собрание или его отдельные блоки, кто будет вести протокол. О важности передачи информации (решений) после собрания я напомню ниже еще раз.

 

Этап организация: определяем дату, время, продолжительность необходимую  для проведения собрания, расставляем решение вопросов по сложности.

  1. Собрание не должно длиться больше 2 часов. Если же собрание, длительное и накопившихся вопросов предполагается решить много, то рекомендуется делать перерыв через каждые 1,5 часа на 15-20 минут. Если совещание предполагается на весь рабочий день, то нужно предусмотреть время на обед. Это связано с тем, что работоспособность не линейная, а волнообразная и белее эффективно будет периодически устраивать перерывы. Принятие важных решений на фоне усталости не самая лучшая идея. Не забудьте перед началом собрания указать, сколько времени оно продлится, например: «Собрание пройдет с 10.00 до 11.30 ч.» или «Совещание руководителей подразделений пройдет с 10.00 до 17.00» и т.п.
  2. Начинайте собрание точно в назначенный час. Если вы хотите, чтобы сотрудники не опаздывали, то начинайте встречу точно в назначенный час, даже если пришло всего несколько человек. Если опоздавшие придут и увидят, что собрание уже началось, в следующий раз они, скорее всего, постараются прийти вовремя. Поощряйте пришедших вовремя тем, что вы не заставляете их ждать, когда придут остальные.
  3. Если на собрании присутствуют незнакомые лица, представьте их друг-другу. Здесь правило такое: сначала гостей представляют принимающей стороне, затем представляют принимающую сторону гостям. Делайте это в дружеском тоне. Покажите людям, как вы цените их участие.
  4. Когда необходимо принять несколько решений, полезно расположить эти вопросы в таком порядке:
  • легкие решения в первую очередь: присутствующим будет приятно начинать с простых решений;
  • трудные, спорные решения, требующие долгих дискуссий и/или энергии должны ставиться после легких вопросов, но до того, как присутствующие начинают уставать.
  • умеренные, не спорные решения: решения, которые имеют определенную важность, но по которым предполагается согласие большинства, следует ставить в конце.  
  • Выделите время для каждого вопроса повестки дня. По мере приобретения опыта организации собраний вы научитесь лучше определять, сколько времени необходимо для вопросов. Процесс должен быть организован так, чтобы вы не утратили контроль над ходом встречи, в итоге не добившись своих целей. Участники так же должны решить, сколько времени им нужно, чтобы продолжить обсуждение, и, откуда они возьмут это время, какими другими пунктами повестки можно пожертвовать, чтобы уделить больше внимания этому вопросу. Не забудьте о рекомендациях из первого раздела.

 

Этап мотивация. В проведении собрания это будет собственно проведение собрания, управление его ходом: Основная задача – сделать так, чтобы люди не ушли с совещания  демотивированными. Если ваши сотрудники выходят с совещания в хорошем рабочем настроении, в ходе него поддерживают ваши идеи и готовы прийти на следующую встречу – вы на верном пути!

  1. Кратко ознакомьте присутствующих с повесткой дня. Расскажите о том, что запланировано сделать на собрании, и спросите, есть ли предложения что-то изменить или добавить.
  2. Предоставьте собравшимся возможность высказать свое мнение и почувствовать, что их слушают. Дайте людям понять, что вы цените их мнение. Уважайте каждого человека. Поощряйте, но не допускайте, чтобы некоторые участники доминировали в обсуждении или насмехались над словами или идеями других.
  3. Избегайте «ухода в детали» скрупулезное обсуждение вопросов, можно решить в рабочем порядке после собрания. Не останавливайтесь долго на одной проблеме, «застревание» чревато снижением энергии и скатыванием в пустоту.
  4. Если по некоторым, особенно сложным, вопросам единого решения нет, то спросите собравшихся, согласны ли они проголосовать по этому вопросу. Будьте гибким, но принципиальным!
  5. В решениях собрания указывайте сроки, ответственных за выполняемую работу, требуемые ресурсы и полномочия и т.п.
  6. Придерживайтесь повестки. Если вы заметите, что началось «растекание по древу» или «уход» от основной темы, обратитесь к собравшимся со словами: «Это интересный вопрос, но нам надо вернуться к делу!».

 

Этап контроль: Здесь необходимо подвести итоги того о чем говорилось на собрании, резюмировать основные решения.

  1. Обобщите результаты собрания и сообщите о дальнейших планах. Запланируйте время для подведения итогов.
  2. Продумайте способ текущего и итогового контроля над реализацией принятых решений!
  3. Поблагодарите людей и завершите собрание. Не забудьте поблагодарить каждого, кто участвовал в собрании, особенно тех, кто выполнял какие-то обязанности, помогал подготовить материалы, данные.
  4. Напомните всем дату следующего собрания.
  5. Закончите собрание вовремя или немного раньше. Запомните, никто не будет возражать против того чтобы закончить собрание раньше.
  6. Подумайте о коммуникациях. В начале статьи, я говорила, что напомню еще раз о важности передачи информации (решений собрания). Помните, что на эффективность проведенного вами собрания напрямую будет влиять то, доведена ли информация о его решениях (как прямым, так и косвенным) или нет. Не снимайте со счетов то, что на исполнительскую дисциплину влияет обычный человеческий фактор – память J! В текучке работы, о некоторых его решениях можно забыть! Разошлите всем присутствующим на собрании и заинтересованным лицам (сопричастным к его решениям), протокол собрания.

 

Вот, пожалуй, основные моменты, которые помогут вам использовать такой управленческий инструмент, как собрание сотрудников, с большей эффективностью.

 

Как же контролировать, принятые на собрании решения, как повысить исполнительскую дисциплину? В этом, вам поможет такой управленческий инструмент, как – ПЛАНЕРКА! Именно на ней, в оперативном режиме, вы можете проводить текущий контроль и получить обратную связь от ответственных за реализацию определенных решений. Не вдаваясь в детали, кратко представлю, что же такое планерка:

 

  • Планерка – это короткое, оперативное (не более 30 мин.) производственное совещание по обсуждению плана работы, тактике его выполнения.

 

Цель планерки - контроль над ситуацией и за достижением целей

 •  Что получилось? И почему?

 •  Что не получилось? И почему?

 •  Что я планируется сделать? Как? Какой результат ожидать?

Периодичность проведения может быть разной:

 • ежедневной,

 • 2-3 раза в неделю

 • еженедельной

Зависит от потребностей бизнеса.

 

В заключение статьи, хотелось бы рассказать читателям…… анекдот, который наводит на ответ, почему многие не любят ходить на собрания, и наводит на мысль:  – Умеете ли вы проводить собрания? 

Мама пришла за Вовочкой в детский сад, а тот весь испачкан. Мама спрашивает у Вовочки:
- Что случилось?
- А мы в производственное совещание играли.
- Это как?
- Все вместе собираются и начальник один всех пачкает...
- Плохая игра! Смотри, больше в нее не играй!
На следующий день мама опять встречает Вовочку, еще больше измазанного.
- А сегодня что?!
- А мы в профсоюзную комиссию играли.
- Это как?
- Все вместе собираются и начинают пачкать друг друга.
- Нехорошая игра! Больше в неё не играйте!
На третий день Вовочка - будто вылез из грязной лужи...
- В чем дело? (Возмущается мама)
- А мы сегодня в партийное собрание играли.
- Это еще как?
- Это когда все собираются и начинают пачкать кого-то одного…..


Назад к списку статей