Статьи в формате RSSНовости в формате RSSНовости:
17.10.2017
28 - 29 октября во Владимире состоится фестиваль умного образа жизни "Умный Владимир". Команда консалтингового центра "Паллада" выступает организатором Бизнес-олимпиады. Что это такое?
12.09.2017
20 октября стартует новый сертификационный курс НЛП-практик. Его, как обычно, проведет для вас международно-сертифицированный тренер НЛП Игорь Варнаков.
28.11.2016
2 декабря начинается тренинг "Стресс-менеджмент". Содержание тренинга направлено на овладение технологиями в области управления эмоциями, совершенствование компетенции «Стрессоустойчивость».
Rambler's Top100
Статьи

Нужны ли нам цели

Автор: Елена Тихонова, бизнес-консультант, директор Консалтингового центра «Паллада», г. Иваново

Нужно ли ставить цели?  Существуют разные точки зрения: одни считают, что жить без цели – это все равно, что идти наобум, не зная, где окажешься в следующую минуту, другие следуют поговорке «человек предполагает, а бог располагает» и предпочитают не заглядывать в будущее и жить сегодняшним днем. Кто из них прав? Наверное, и те, и другие. Каждый человек сам решает, как ему строить свою жизнь и каким принципам следовать. Однако у всех успешных людей, которые смогли в жизни добиться очень многого, есть одна общая черта: они всегда ставят цели и, самое главное, достигают их. Остальные же только мечтают о чем-либо, но их мечты так и остаются мечтами.

Постановка целей является неотъемлемой частью успеха, особенно если мы говорим о бизнесе. Высоких результатов добиваются только те компании, которые ставят себе высокие цели. Цель как маяк, она указывает направление движения и помогает выбирать наиболее оптимальный путь, избегать опасностей и иметь верные ориентиры на пути к намеченному результату.

Случай из практики

Руководитель сети магазинов, он же собственник бизнеса, никак не может добиться увеличения продаж, что бы для этого ни предпринимал. Магазины территориально расположены в самых выгодных местах, закуплено современное торговое оборудование, по всем правилам мерчендайзинга организована выкладка товара, тратятся немалые деньги на рекламу. Но, несмотря на это, торговля остается на прежнем уровне. В чем же причина, что мешает быстрому развитию бизнеса?

Причина лежала на поверхности – у руководителя, а следовательно и у его сотрудников, не было ни целей, ни планов продаж. Были пожелания, было предчувствие, что «недотягивают» с объемом продаж, было видение, как бы должно было быть. Однако для успешности в продажах этого мало. Нужна цель.

Мне стало интересно сравнить работу двух магазинов: того, у которого есть план продаж и продавцы мотивированы на его выполнение, и того, у которого плана продаж нет.

Утро выходного дня. Захожу в магазин того предпринимателя, который еще не ввел  планирование в продажи. Красиво оформленный торговый зал, хороший ассортимент товара, удобная для покупателей и грамотно организованная выкладка товара.  Заходящие в магазин посетители немного оглядятся, посмотрят товар и уходят. Около кассы стоят две девушки – продавцы-консультанты и беседуют о чем-то своем, не проявляя к посетителям никакого интереса. Я переходила от одной витрины к другой, подолгу  разглядывала продукцию, всем своим видом пытаясь привлечь к себе внимание. Но все было тщетно, продавцам было и не до меня, и не продаж. Создавалось впечатление, что посетители им только мешают, их скучающий вид навевал такое же настроение на всех, кто заходил в магазин. Продолжать эксперимент мне больше не хотелось, и я ушла с пустыми руками, хотя вполне могла бы приобрести что-то  из их продукции.

Неподалеку расположен другой магазин, торгующий аналогичным товаром. Как ни странно, народу там гораздо больше, продавцы активно консультируют и показывают товар, идет бойкая торговля. Несмотря на свою занятость, со мной приветливо поздоровались, и я почувствовала, что мне здесь рады. Разглядывая товар, я понаблюдала за продавцами: своим ненавязчивым, доброжелательным отношением ко всем посетителям магазина они создавали в зале именно ту атмосферу, которая помогает настроиться на совершение покупки. А остальное – дело их профессионализма: вовремя подойти, проконсультировать, помочь выбрать.

Чуть позже, разговаривая с директором этого магазина, я выяснила, что перед ними стоят весьма амбициозные цели, исходя из которых они строят план продаж как всего магазина, так и каждого сотрудника. Под план продаж разрабатывается и система мотивации продавцов. « Мы всегда выполняем план» - с гордостью сообщил мне директор этого магазина, а результаты такого планирования я видела своими глазами. 

Сравнивая управленческие стратегии, действующие в этих двух магазинах, становится очевидным, что при равных условиях и примерно одинаковых возможностях, более успешен тот бизнес, который имеет цель. Именно цель делает бизнес управляемым, а его успех в большей степени зависит не от опыта и квалификации людей, а от правильно выбранной стратегии действий.

Как рождаются цели?

Настоящие цели появляются из мечты или из идеи. Именно там сконцентрирована энергия, которая приведет в дальнейшем к намеченной цели. Важно не путать эти понятия: мечта и цель. Мечты - это желаемый образ будущего. Цели – это конкретный результат, который мы хотим получить. И, конечно же, это награда, которая ожидает нас в конце пути.

Практически каждый бизнес рождается из мечты его организатора. Появляется идея, как можно осуществить эту мечту. Обретая все более отчетливый образ, идея превращается в цель, которая в свою очередь разбивается на более мелкие цели, для достижения которых строится план. В свою очередь, из общего плана организации строятся планы подразделений, отделов и конкретных сотрудников. Все сообща работают на достижение общей цели. Так мечта спускается с небес на землю, приобретает материально измеримые критерии для ее осуществления. 

Конечно, это идеальный вариант. К нему стоит стремиться. И к нему реально придти, если знать «подводные камни», встречающиеся на пути определения и постановки цели.

Частые ошибки целеполагания

На мой взгляд, самая грубая ошибка – это чужая цель, пришедшая извне и навязанная либо авторитетами, либо рекламой и выражающая чужие ценности.  Есть очень хороший вопрос, который полезно периодически задавать себе: «чем мне это важно?»

Другая ошибка – постановка N-ного количества целей. Здесь вспоминается известная поговорка: «За двумя зайцами погонишься, не одного не поймаешь». Цель должна быть только одна. Она может быть  большой, включающей много более мелких целей. Может быть небольшой, но непременно очень важной. Иметь несколько целей, все равно, что идти одновременно в двух разных направлениях. Если у вас много целей, найдите более высокую, которая их будет объединять. Цели, не вписывающиеся в более глобальную можно смело выкидывать – они не ваши.

Существует ошибочное мнение, что о цели достаточно  просто подумать. Цель необходимо не только правильно сформулировать, но и определить ее критерии. В процессе работы над постановкой цели есть одна небольшая хитрость: чем точнее и подробнее прорабатываются шаги ее достижения, тем больше вероятность того, что цель будет достигнута и тем меньше усилий для этого потребуется. Здесь вступают в действие элементарные законы физики: для достижения определенного результата необходимо определенное количество энергии. Поэтому, чем больше ее затрачивается на детальную разработку процесса достижения, тем меньше ее потребуется для конкретных действий, и, следовательно, тем быстрее и легче она будет достигнута.

И еще одна распространенная ошибка – достижение вашей цели не учитывает цели других людей. Эта ошибка часто встречается как в бизнесе, так и в других системах, где на достижение общей цели работают все члены команды.

Мотивация на достижение цели

Цель не будет достигнута, если она не будет принята всеми, кто участвует в ее достижении. Существует такое понятие, как разделяемые цели. Выше мы говорили о большой, глобальной цели, которая состоит из более мелких, а те, в свою очередь, могут делиться на подцели. Точно также, каждая цель, в достижении которой участвует много людей, должна включать в себя и личные цели каждого из них. Цель должна приниматься каждым членом коллектива. Здесь мы говорим не о формальном принятии цели. Мы говорим о внутренней мотивации каждого на достижение общего результата.

Для того, чтобы сотрудники были мотивированы на достижение цели компании, необходимо создать определенные условия. Каждый должен знать, для чего он должен выполнить план. Каждый должен понимать, каким образом из его результатов будет складываться общий результат и к чему приведет его достижение. Знать, что это даст компании в целом и ему лично. Быть уверенным, что достижение этих целей поможет и продвинет его к достижению его личных жизненных целей. И, самое главное, хотеть и стремиться к этой цели.

Я не знаю, кто прав: тот ли, кто не представляет свою жизнь без достижений поставленных целей, тот ли, кто считает, что ставить цели бессмысленно.  Наверное, и те, и другие. Однако я уверена, что для того, чтобы отказаться от целей и «просто жить», необходимо сначала научиться их достигать.  


Назад к списку статей